Искусство на почтовых марках
|
|
Sokol | Дата: Чт, 23.01.2025, 21:58 | Сообщение # 201 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1445
Статус: Оффлайн
| Огюст Монферран французский архитектор, строитель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
23 января 1786 239 лет назад — 10 июля 1858 167 лет назад
Огюст де Монферран родился 23 января 1786 года в предместье Парижа Шайо, в семье учителя верховой езды.
В 1806 году поступил в Королевскую школу архитектуры, но ради службы в армии несколько раз вынужден был прерывать учебу. Работал в генеральной инспекции архитектуры Парижа.
Когда российский император Александр I был в Париже, Монферран показал ему свои проекты и был приглашен в Россию, где ему суждено было создать великие творения и прославить свое имя.
Александровская колонна.
Исаакиевский собор
Памятник императору Николаю I.
Ему было поручено перестроить Исаакиевский собор в Петербурге, но по сути Монферран создал его заново. При строительстве он использовал многие нововведения, такие как приспособления по подъему тяжестей, стальные закладные детали, золочение куполов огневым способом, устройство воздушного отопления.
После смерти Александра I он возводит Александровскую колонну в память об императоре на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Колонна гармонично вписалась в Дворцовый ансамбль и стала связующим звеном всей композиции.
Монферран спроектировал также другие здания для российской столицы (дворцы Лобанова-Ростовского, Демидова и Гагариной), руководил строительством Нижегородской ярмарки. Монферран поднял Царь-колокол из ямы, где он был отлит и установил его в Московском кремле, на том месте, где он стоит и сегодня.
Умер Огюст Рикар де Монферран в Петербурге (28 июня) 10 июля 1858 года. Он хотел быть похороненным в Исаакиевском соборе, но император Александр II запретил это делать. Тогда вдова зодчего увезла его тело в Париж и похоронила на кладбище Монмартр.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 31.01.2025, 20:09 | Сообщение # 202 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1445
Статус: Оффлайн
| 31 января 1893 года родился народный художник СССР Аркадий Пластов
ПЛАСТОВ АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - российский живописец, график, народный художник СССР (1962 год), член АХ СССР (1947 год).
Родился в семье потомственных художников-иконописцев. Учился в Москве - в студии И.И. Машкова (1912 год), в СХПУ (1912-1914 годы) у С.С. Алёшина и Ф.Ф. Федоровского, в МУЖВЗ (1914-1917 годы) у С.М. Волнухина, А.Е. Архипова, А.С. Степанова и других.
Не окончив обучения, из-за революционных событий вернулся в родное село. Получив, как безземельный крестьянин, участок земли, вёл хозяйство, одновременно работал над этюдами и эскизами («Пугачёв», 1920-е годы, Краеведческий музей, Ульяновск), портретами (в том числе автопортрет и портреты братьев, все 1917-1920 годы, собрание семьи Пластова). Почти постоянно жил в селе Прислониха, иногда выезжая в Москву, также в творческие поездки. В 1925-1926 годах работал в Ульяновске, исполнял портреты участников Октябрьской революции 1917 года.
«Ужин трактористов»
Главная тема творчества Пластова - быт русской деревни, образы крестьян, живущих в единстве с природой. Одна из центральных работ предвоенного времени - «Колхозный праздник» (1937 год, ГРМ), многофигурное полотно, написанное в «официозном» духе и изображающее мечту о счастливой и радостной жизни (для него Пластов выполнил около 200 этюдов). Для выставки «ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота» Пластов создал оптимистичную по настроению и динамичную по композиции картину «Купание коней» (1938, ГРМ). Исполнил также монументальные панно для ВСХВ (1937-1939) и Всемирной выставки 1939 в Нью-Йорке («Знатные люди Страны Советов», совместно с другими художниками).
В годы войны Пластов создал графические серии «Захватчики» и на тему героической обороны Сталинграда (в 1943 году с группой художников побывал на фронте). Из картин этого времени наиболее значительна «Фашист пролетел» (1942 год, ГТГ), символизирующая трагедию войны. Повседневной жизни села воен. времени посвящён ряд полотен, где большое эмоциональное значение имеет пейзаж («Жатва», «Сенокос», обе - 1945 года, ГТГ). В искусстве Пластова послевоенных десятилетий продолжаются темы крестьянского труда («Ужин трактористов», 1951 год, Художественный музей, Иркутск), деревенских праздников («Ярмарка», 1947 год, Национальный художественный музей Молдавии, Кишинёв).
Пластов пишет также пейзажи и натюрморты, но особенно много - портреты, преимущественно односельчан (серия «Люди колхозной деревни», 1951-1965 годы). Тема материнства и детства также привлекала художника начиная с 1950-х годов («Костёр в поле», 1969 год, Художественный музей, Ульяновск, и другие).
Философское начало, осмысление трагический сторон жизни присутствуют в позднем творчестве Пластова: «Слепые» (1967, собрание семьи Пластов), «Бабье лето» (1971 год, Художественный музей, Саратов) и другие.
На протяжении всего творческого пути Пластов обращался к теме православия - в живописи и графике («В Успенском соборе», акварель, белила, 1950-е годы, собрание семьи Пластова, и другие).
Книжные иллюстрации Пластова (к прозе М.М. Пришвина, Л.Н. Толстого, М. Горького, А.Пластов Чехова, Г.И. Успенского, стихам Н.А. Некрасова и других) отличаются живописной манерой исполнения. В области станковой графики он создавал портреты, интерьеры, пейзажи, натюрморты, жанровые и исторические композиции («Передача скота бедноте», 1940 год; «Встреча Л.Н. Толстого со слепцами», 1953-1954 годы, обе - ГТГ). Посетил Италию (1956, 1963 годы), Францию (1956 год), Египет (1965 год).
Искусство Пластова во многом сформировалось под влиянием передвижников, мастеров СРХ, представителей московского сезаннизма, также иконописи. Живопись Пластова отличается насыщенным пленэрным колоритом в сочетании с почти скульптурной «лепкой» объёма цветом. Творчество Пластова - одна из вершин отечественного реализма XX века; оно не вписывается в рамки ни социалистического реализма, ни какого-либо стилистического течения первой трети XX века.
Ленинская премия (1966 год), Государственная премия СССР (1946 год), Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина (1972 год, посмертно). Награждён орденами Ленина (1968, 1971 годы).
Влияние Пластова испытали его сын, живописец Николай Аркадьевич Пластов (1930-2000 годы), и внук, живописец Николай Николаевич Пластов (родился в 1956 году), также В.М. Сидоров, В.Ф. Стожаров, А.Пластов и С.Пластов Ткачёвы и другие.
В 1988 году в селе Прислониха открыт Музей-усадьба Пластова, в 2010 году - Музей Пластов в Ульяновске; имя Пластова носит Музей современного изобразительного искусства в Ульяновске (основан в 1992 году; все - филиалы Художественного музея, Ульяновск).
«Первый снег» — картина русского советского художника Аркадия Пластова. Создана в 1946 году в деревне Прислониха в Карсунском районе Ульяновской области. Полотно находится в постоянной экспозиции и коллекции Тверской областной картинной галереи
Картина изображает мальчика и девочку, вышедших на улицу, чтобы посмотреть на первый снег. Художник сумел передать свежесть зимнего дня, обаяние деревенских детей, их живой интерес к окружающему миру и наивное восхищение его красотой. Советские и российские искусствоведы отмечали глубокое понимание автором русской природы и особенностей детской души.
Дети вышли на крыльцо, чтобы посмотреть на первый снег. Художник изображает, по словам журналиста и писателя Евгения Резепова, «нежную и открытую девочку» и важного мальчика, «который ведёт себя маленьким мужичком». Дети надели валенки, которые взяты у старших, шаль на голове девочки — явно чужая.
«Девочка лет восьми-девяти выбежала вместе с младшим братишкой на крыльцо. Он одет по-зимнему… А она выскочила на минутку, всунула босые ноги в великоватые валенки, набросила на голову белый платок, который и поддерживает обеими руками. А мордочку вверх подняла и смотрит завороженно, любуется снежинками, которые, поди, всю ночь падали и сейчас падают… Счастливые минуты даны каждому человеку, они подчас кратки, мимолётны. Запечатлев их на полотне, художник совершает святое дело»
— Василий Дедюхин. Краски Прислонихи
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вс, 02.02.2025, 18:02 | Сообщение # 203 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1445
Статус: Оффлайн
| 2 февраля 1937 года - Создается "Госфильмофонд СССР"
В фонде более 65 тысяч наименований российских и зарубежных кинолент разных лет, а также документация к кинофильмам: сценарии, монтажные листы, фотографии и киноплакаты.
Коллекция фонда
Знакомство с его коллекцией для каждого из нас начинается в раннем детстве, с киносказок Александра Роу и мультфильмов Федора Хитрука, и продолжается всякий раз, когда в кинозале гаснет свет, а на экране появляются титры. Ведь Госфильмофонд не только хранит в своих запасниках кинотворения прошлого и настоящего, но и предоставляет их для показа зрителю.
Богатейшее собрание негативов и позитивов художественных и научно-популярных лент дополнено киноплакатами, монтажными листами, сценариями, отзывами прессы и фотографиями кинозвезд. Коллекция не перестает пополняться. Едва увидев свет, картина попадает в архив: по закону прокатчик обязан отправить в Госфильмофонд копию фильма, который выходит на экраны, будь то российская или зарубежная картина. Госфильмофонд принимает на вечное хранение любой кинопродукт, независимо от его качества, отзывов критики, успеха в прокате. Сотрудники хранилища не берут на себя роль цензоров, их задача — сохранить материал. К фильму здесь относятся беспристрастно — как к документу, ценному для истории.
История создания
Первое отечественное хранилище кинолент — Центральный архив кинофотодокументов РСФСР — было образовано в 1926 году. Но поскольку советская власть наиболее ценным пропагандистским материалом считала хроникальные ленты, новый архив вместил в себя исключительно документальные материалы. Игровое кино взяли под охрану лишь спустя несколько лет, в конце 30-х, когда в подмосковных Белых Столбах решено было построить фильмохранилище.
Одна копия фильма может занимать от семи до десяти коробок. При соблюдении условий кинопленка способна храниться до 500 лет.
Поначалу условия для сохранности кинопленок здесь были далеко не идеальны, многие материалы не были разобраны и систематизированы, многие и вовсе складировались на полу. Однако это было первое специализированное учреждение такого рода, и постепенно к киноархивному делу выработался по-настоящему научный подход.
Фильмы Госфильмофонда хранятся в металлических коробках, в темных и холодных помещениях, при температуре ниже +10 ºC.
Фонд в советское время
Уже в конце 30-х на хранение в Белые Столбы стали поступать все без исключения фильмы, и те, что шли на широком экране, и те, что были запрещены к показу по личному указанию Сталина. С началом войны коллекцию развезли по разным городам Союза, и даже в эвакуации фильмохранилище прирастало новыми фондами: материалы поступали из киностудий союзных республик. А в 1945 году Белые Столбы приняли ценный груз из только что капитулировавшей Германии — два вагона с кинолентами, которые сотрудникам фонда нужно было отсмотреть и разобрать в авральном режиме, чтобы уже в 1946 году первые трофейные картины вышли на широкий экран. К началу 60-х собрание Госфильмофонда считалось одним их крупнейших в мире.
Трофейные фильмы, прибывшие в 1945 году из Германии, разгружали на железнодорожной станции Белые Столбы. Из-за бездорожья их пришлось перевозить в фильмохранилище на санях.
Белые Столбы стали спасительной гаванью для многих отечественных киношедевров. Словосочетание «положить на полку», вошедшее в обиход в советское время, у профессионалов и любителей кино может вызывать лишь грустные воспоминания. Но именно благодаря госфильмофондовским «полкам» и, во многом, самоотверженности его сотрудников заклейменные советской властью киноленты дожили до наших дней.
В 1966 году Госфильмофонд открыл «профильный» кинотеатр «Иллюзион» на Котельнической набережной в Москве. Здесь и сегодня демонстрируют фильмы из архивов главного кинохранилища страны. В 1997 году у Госфильмофонда появилась еще одна площадка для показа старых и забытых кинолент — фестиваль «Белые Столбы», который проводится ежегодно в январе — феврале.
Госфильмофонд сегодня
Госфильмофонд — не просто «склад» отечественного кинематографа, это и исследовательский центр для специалистов киноотрасли, и реставрационная лаборатория, возвращающая к жизни уникальные кинопленки, и творческая мастерская для режиссеров. На протяжении десятилетий Госфильмофонд был школой для создателей кино, его архивы не просто служили учебным материалом для выпускников ВГИКа, но и вдохновляли их на создание новых замечательных картин. Эта уникальная фильмотека обеспечивает необходимым киноматериалом телевидение, фестивали, недели кино. В 1993 году Госфильмофонд был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Сегодня Госфильмофонд перешел на цифровые носители. Новый цифровой архив был создан в Белых Столбах в 2008 году. Тогда же вся коллекция переехала в новое здание, единственное в мире, специально спроектированное для хранения фильмов. По случаю новоселья в Белых Столбах устроили необычную акцию: пригласили мэтров российской режиссуры, которые собственноручно перенесли свои фильмы в новое помещение
Специальные условия созданы в Госфильмофонде для самых ценных, но в буквальном смысле слова самых опасных киноматериалов — для пленок на нитрооснове, которую использовали в кинопроизводстве вплоть до 60-х годов. Нитратная пленка — горючий материал, она способна самовозгораться при температуре 49 ºС. В прошлом никакой альтернативы ей не было, и проекционные аппараты нередко выжигали такую пленку. Доходило и до пожаров. Так, нитратная пленка стала виновницей крупного пожара в Париже в мае 1897 года, когда во время киносеанса в огне погибли 120 человек. Похожая трагедия произошла в России в 1911 году — в кинозале поселка Бологое сгорели 100 человек.
Сегодня в запасниках Госфильмофонда бережно хранятся только самые ценные из «огнеопасных» киношедевров.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 03.02.2025, 21:19 | Сообщение # 204 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1445
Статус: Оффлайн
| День памяти преподобного Максима Грека
Преподобный Максим Грек (1475—1556) был сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания). Юноша получил блестящее образование, много путешествовал, изучал языки и науки в странах Европы, побывав в Париже, Флоренции, Венеции.
Вернувшись на родину, Максим прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505-1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.
Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий он стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В темнице подвижник написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну...».
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот несколько слов из этого яркого сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа...».
Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.
Святой преставился 3 февраля (по новому стилю) 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало чудес, свершившихся у гробницы подвижника, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |