Искусство на почтовых марках
|
|
Sokol | Дата: Сб, 06.05.2023, 21:55 | Сообщение # 126 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| Владимир Этуш советский и российский актер театра и кино, профессор, Народный артист СССР
6 мая 1922 101 год назад — 9 марта 2019 4 года назад
Народный артист СССР, актер Театра им. Вахтангова, ректор Театрального училища им. Щукина, которого миллионы кинозрителей знают по гротескным ролям незадачливого жениха Саахова в «Кавказской пленнице» и обворованного Шпака в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Настоящую же зрительскую любовь и признание принесла Этушу роль в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966). В этой картине он очень убедительно сыграл кавказца товарища Саахова, много импровизируя на съемочной площадке. В результате и родились нетленные: «шляпу сними», «горячий, совсэм бэлый», «спортсменка, комсомолка…»... Все эти фразы мгновенно стали крылатыми и остаются ими до сих пор. А Этуш стал национальным героем и на Кавказе, и в Закавказье.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Ср, 10.05.2023, 16:43 | Сообщение # 127 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| - Возвращение комиссаров...
10 мая 1937 года ЦИК и СНК СССР приняли решение снова ввести институт военных комиссаров в армии.
Это решение подразумевало и создание военных советов округов в составе командующего и двух членов. Возрождение института комиссаров было обусловленное сложностью обстановки, создавшейся в армии, в связи с начавшейся в ней чисткой "пятой колонны" и необходимостью повысить партийный контроль над командным составом, в котором обнаружилось засилье приверженцев Троцкого.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 15.05.2023, 01:06 | Сообщение # 128 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| День осетинского языка и литературы
15 мая в Южной Осетии отмечают День осетинского языка и литературы. Этот праздник отмечается также и в северной части Осетии с 2003 года. Знаменательно, что дата праздника связана с днем выхода в свет в 1899 году книги основоположника осетинского литературного языка Коста Хетагурова «Ирон фандыр» («Осетинская лира»).
Осетинский язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи, является единственным преемником скифо-сармато-аланского языка, что делает его уникальным памятником самобытности, истории и культуры осетинского народа. Большое эмоциональное значение сегодняшнего праздника трудно переоценить — без языка нет и нации.
В Конституционном законе «О государственных языках Республики Южная Осетия» говорится: «Осетинский язык является хранителем богатейшей духовной культуры древних индоиранских народов, аккумулированной в его богатейшей фразеологии и монументальном эпосе о Нартах. Перед современными осетинами стоит историческая задача сохранения и развития этого уникального памятника истории и культуры индоевропейских народов».
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 08.06.2023, 20:46 | Сообщение # 129 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| Иван Крамской русский живописец и художественный критик
8 июня 1837 186 лет назад — 5 апреля 1887 136 лет назад
Крамской – выдающаяся фигура в культурной жизни России 1860-1880-х годов. Он был идеологом целого поколения художников-реалистов.
Иван Николаевич Крамской родился (27 мая) 8 июня 1837 года в городе Острогожск Воронежской губернии, в семье писаря. Учился в Острогожском училище, где окончил курс с похвальными листами по всем предметам 12 лет от роду.
В тот же год лишился отца. Подрабатывал писарем в местной думе. Пятнадцати лет от роду поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года. А когда минуло шестнадцать, представился случай вырваться из Острогожска с харьковским фотографом, снимавшим войсковые учения.
С этим фотографом и объехал в течение трех лет половину России в качестве ретушера и акварелиста.
В 1857 году Крамской появился в Петербурге и, не имея никакого систематического художественного образования, дерзнул подать документы в Академию художеств. Успешно сдал экзамены и оказался студентом Академии.
Крамской — художник жанровой, исторической и портретной живописи, вдохновитель и организатор «передвижников».
Он создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (Лев Толстой, 1873; Иван Шишкин, 1873; Павел Третьяков, 1876; Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галерее). В них выразительная простота композиции и ясность фигуры подчеркивают ведущую часть глубокой психологической характеристики.
В последние годы Иван Николаевич был болен аневризмой сердца. Он ушел из жизни за работой. В последний свой день, (24 марта) 5 апреля 1887 года, Крамской несколько часов подряд писал портрет доктора К.Раухфуса в своей мастерской в Санкт-Петербурге. Вдруг побледнел и бездыханный рухнул на мольберт.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
Сообщение отредактировал Sokol - Чт, 08.06.2023, 20:48 |
|
| |
Sokol | Дата: Вс, 11.06.2023, 19:56 | Сообщение # 130 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| В Санкт-Петербурге освящен Исаакиевский собор
Торжественная церемония освящения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге состоялась 11 июня 1858 года, в присутствии императора Александра II.
На площади перед собором, а также на соседних улицах и крышах ближайших домов собрались тысячи верующих. Вокруг были выстроены войска в полной парадной форме. Исаакиевский собор был провозглашен кафедральным собором Русской Православной Церкви.
Исаакиевский собор можно по праву считать ровесником Санкт-Петербурга. Его строительство задумал еще Петр І, который решил особенным образом почтить преподобного Исаакия Далматского, в день святой памяти которого он родился.
В 1710 году в Санкт-Петербурге появилась церковь во имя преподобного Исаакия Далматского. Позже на другом месте была возведена каменная Исаакиевская церковь. В 1768-1802 годах шло строительство третьего Исаакиевского собора по проекту архитекторов Антонио Ринальди и Винченцо Бренна, которое, однако, так и не было закончено. Наконец в 1818-1858 годах был возведен существующий ныне Исаакиевский собор. Автор проекта Огюст Рикар де Монферран.
В оформлении храма принимали участие выдающиеся живописцы и скульпторы Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин, Петр Клодт и другие. Собор украшен декоративной скульптурой. Для его отделки было использовано около 20 видов декоративного и поделочного камня - порфир, малахит, ляпис-лазурит, а также различные сорта мрамора.
С 1937 года храм стал историко-художественным музеем. В 1988 году, впервые после долгого перерыва, в соборе было проведено богослужение, приуроченное к празднованию тысячелетия принятия христианства на Руси.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 15.06.2023, 12:41 | Сообщение # 131 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| 15 июня 1985 г. В Эрмитаже облита серной кислотой «Даная» Рембрандта
«Даная» — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.
Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Однако бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя и совокупился с ней, в результате чего Даная родила сына Персея.
Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении девушке. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.
После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. После смерти Кроза большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная» Тициана.
В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.
Позже экспертиза признала мужчину невменяемым. Им оказался житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным и отправлен в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен ввиду отделения Литвы от Советского Союза.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вт, 27.06.2023, 08:40 | Сообщение # 132 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| 27 июня 1754 г. 269 лет назад Императрица Елизавета Петровна утвердила проект Зимнего дворца
27 июня 1754 года российская императрица Елизавета Петровна утвердила проект Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, представленный итальянским архитектором Растрелли.
Строительство продолжалось 8 лет. Дворец был построен в стиле барокко в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади.
К числу известнейших интерьеров Зимнего дворца относится расположенная в северо-восточном углу здания парадная Иорданская лестница, украшенная богатым декором. В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого Зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца.
Помимо парадных залов на втором этаже были расположены жилые покои членов императорской семьи. Первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения. На верхнем этаже находились квартиры придворных.
Долгое время Зимний дворец был резиденцией российских императоров. После убийства террористами Александра II царь Александр III перенес резиденцию в Гатчину, а в Зимнем дворце проводились только торжественные церемонии. При Николае II царская семья вернулась во дворец. Однако уже в 1904 году резиденцией стало Царское Село.
Во время революции 1917 года Зимний дворец стал резиденцией Временного правительства, а все ценности и коллекции Эрмитажа были отправлены в Москву и спрятаны в Кремле и в Историческом музее.
7 ноября 1917 года Зимний дворец был захвачен красногвардейцами, солдатами и матросами. Прямым попаданием снаряда, выпущенного из орудия Петропавловской крепости, были повреждены бывшие покои Александра III. Лишь спустя несколько дней советское правительство объявило Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями и взяло их здания под охрану. В 1918 году часть, а в 1922 году всё здание Зимнего дворца было передано Государственному Эрмитажу.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Ср, 05.07.2023, 12:36 | Сообщение # 133 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| Павел Чистяков русский художник, мастер исторической, жанровой и портретной живописи
5 июля 1832 191 год назад — 11 ноября 1919 104 года назад
Павел Петрович Чистяков родился (23 июня) 5 июля 1832 года в селе Пруды Тверской губернии. Первоначальное образование получил в бежецком уездном училище. Очень большое влияние на его дальнейшее образование оказал отец, человек хотя и простого происхождения, но понимавший важность просвещения.
В 1849 году Павел Чистяков поступил в Императорскую Академию Художеств. Его наставником был профессор П.В. Басин. За период обучения с 1854 по 1858 годы Павел получил две малые и две большие серебряные медали академии за классные рисунки и этюды с натуры.
В 1863 году Чистяков покинул Россию, посетил Германию, работал в Париже и Риме.
По возвращении в Петербург в 1870 году получил звание академика за написанные за границей картины «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал».
После этого он посвятил себя главным образом преподавательской деятельности и очень редко выставлял свои новые произведения.
В 1872 году Павел Петрович получил в академии должность адъюнкт-профессора, а позже был назначен членом академического совета, профессором высшего художественного училища и заведующим мозаичной мастерской.
Павел Петрович Чистяков скончался 11 ноября 1919 года в Детском Селе (ныне Пушкинский район Санкт-Петербурга).
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Ср, 12.07.2023, 11:48 | Сообщение # 134 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| 12 июля 1561 г. 462 года назад
На Красной Площади в Москве освящен Покровский собор, известный также как Храм Василия Блаженного
Храм Покрова Богородицы на Рву был построен в 16 веке. Ранее на этом месте стояла каменная церковь Троицы с небольшим кладбищем, где был погребен Христа Ради юродивый, Св. Василий Блаженный. Когда в 1552 году русские войска взяли Казань, царь Иван Грозный велел в ознаменование этой победы построить на Красной площади деревянные храмы. В 1555-1561 году на их месте русские зодчие Барма и Постник возвели каменный девятипрестольный храм во имя Покрова.
Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло (29 июня) 8 июля 1561 года. Но сегодня «днем рождения» храма принято считать 12 июля (так как по правилам Русской Православной церкви ко всем датам старого стиля, при переводе на новый, прибавляется число 13). Точная дата освящения стала известна, благодаря открытию реставраторами в 1957 году храмозданной надписи, выполненной зодчими в центральной церкви собора.
В состав собора входят восемь отдельных церквей, символизирующих дни главных боев за Казань. Между четырьмя осевыми столпообразными церквями — Троицкой, Николая Великорецкого, Входа во Иерусалим, Киприана и Устинии — строители расположили меньшие церкви: Трех патриархов Константинопольских, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского.
Все они увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг центральной столпообразной Покровской церкви, завершенной шатром с маленькой главкой. Церкви объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами.
Храм построен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей — из белого камня. В 1588 году к собору был пристроен придел Василия Блаженного, который и дал всему сооружению его второе название. В 1670-х годах была построена шатровая колокольня.
Храм Василия Блаженного неоднократно реставрировался. С приходом советской власти в 1929 году он был закрыт, а его колокольня разбита. Строительство новой началось в 1990 году.
В 2002 году работы были закончены, и храм вновь обрел голос в мае во время проведения первого Московского Пасхального фестиваля.
Собор Василия Блаженного — объект культурного наследия России, признанный памятник архитектуры и включен в Список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 13.07.2023, 17:09 | Сообщение # 135 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| Михаил Пуговкин советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР
13 июля 1923 100 лет назад — 25 июля 2008 15 лет назад
Михаил Иванович Пуговкин родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки Костромской губернии, в бедной крестьянской семье. С самого детства он проявлял актерский талант – очень любил петь, лихо отплясывал цыганочку, барыню и русскую полечку. В 1936 году семья Пуговкиных переехала в Москву. Там Михаил Пуговкин устроился учеником электромонтёра на Московский тормозной завод имени Кагановича. Помимо этого он посещал драматический кружок в клубе им. Каляева.
Именно на одном из спектаклей кружка в 1939 году Пуговкина заметил режиссер Федор Каверин, который пригласил молодого актера в Московский драматический театр на Сретенке. В этом театре Пуговкин проработал 2 года. Благодаря работе в театре, юноша получил свою первую роль в кино – он сыграл в картине Григория Рошаля «Дело Артамоновых».
В 1941 году актёр уходит добровольцем на фронт. Однако уже в следующем году он был комиссован после тяжёлого ранения. Впоследствии Михаила Пуговкина наградили орденом Отечественной войны II степени. В 1943 году актёр служил в Русском драматическом театре, в этом же году он поступил в Школу-студию МХАТ на курс Ивана Москвина.
Затем Пуговкин работал в театре Северного флота в Мурманске, в Вильнюсском театре русской драмы, после чего вернулся в Москву и приступил к работе в театре Ленинского комсомола.
В это время актёр начинает снова сниматься в кино. После фильма «Солдат Иван Бровкин» (1955) к нему пришел настоящий успех. Не менее успешными были также кинокартины «Девчата» (1961), «Операция Ы» (1965), «Свадьба в Малиновке» (1967), «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)...
Пуговкин работал на киностудии «Мосфильм», а также на студии имени Горького. Всего за свою карьеру известный актёр снялся примерно в 100 фильмах. В 1988 году он получил звание Народного артиста СССР.
Михаил Иванович Пуговкин умер 25 июля 2008 года у себя дома в Москве из-за обострения сахарного диабета. Был похоронен на Ваганьковском кладбище.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 29.07.2023, 21:26 | Сообщение # 136 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| 29 июля 1586 г. На реке Туре основан город Тюмень
Тюмень — первый русский город в Сибири, административный центр Тюменского района и Тюменской области. Образует Городской округ город Тюмень. Железнодорожный узел Свердловской железной дороги. Международный аэропорт «Рощино».
Первые следы пребывания человека на территории современной Тюмени обнаруживаются на берегах Андреевского озера и на левом берегу Туры.
В XIII—XVI веках на берегу реки Тюменки находилась столица Тюменского ханства Чинги-Тура.
Впервые название «Тюмень» упоминается в 1406 году в Архангелогородском летописце, где говорится:
Тое же зимы царь Женибек уби Тактамыша в Сибирскои земли близ Тюмени, а сам седе на Орде.
Строительство русского Тюменского острога было начато 29 июля 1586 года недалеко от Чинги-Туры, по указу царя Фёдора Ивановича. Об этом событии в краткой сибирской летописи сказано:
Лета 7093 (1586) посланы воеводы с Москвы Василие Борисов Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с тремя сты человек, поставиша град Тюмень июля в 29 день, еже Чимги слых…
Для крепости был выбран просторный мыс, ограниченный с запада оврагами и речкой Тюменкой, с востока — Турой.
Тюмень была поставлена на древней караванной дороге из Средней Азии в Поволжье, на так называемом «Тюменском волоке», за который шла вековая борьба кочевников южной Сибири. Водные артерии связывали Тюмень с землями Крайнего Севера и далёкого Востока. Первоначальное население города соответствовало его пограничному положению. Город заселялся в основном пермскими, сольвычегодскими, устюжскими переселенцами. Первое место среди жителей Тюмени принадлежало служилым людям: боярам, стрельцам, казакам. В Тюмени находилась одна из первых в Сибири ямских слобод, основанная в 1605 году. В 1618 году монахом Нифонтом был основан Троицкий монастырь.
В первые годы город подвергался нападениям татар и калмыков. В 1640—1642 годах при воеводе Григории Барятинском центральная часть города была укреплена, образовавшиеся к этому времени слободы обнесены стенами. Постепенно, с исчезновением военной угрозы, первоочередным занятием горожан стали ремёсла. Широкого развития достигло кузнечное, колокольное, мыловаренное, кожевенное производство.
В 1695 году в городе произошёл пожар, в результате которого деревянный город сгорел. После этого начинается каменное строительство.
С 1709 года Тюмень входила в состав Сибирской губернии, а в 1782 году стала уездным городом Тобольского наместничества.
В XIX веке одновременно с упадком Тобольска город входит в полосу расцвета. Особый импульс его развитию придало проведение через город Транссибирской магистрали. Неслучайно граф Посьет, настоявший на тюменском маршруте железной дороги, был удостоен звания почётного гражданина города. Главным городским производством в Тюмени XIX века было кожевенное — во второй половине XIX века в городе действовало до семидесяти кожевенных заводов; до второй половины XIX века было развито также ковроткачество.
Тюмень была и важным центром торговли. С 1845 года до начала XX века в Тюмени ежегодно проводилась крупная Васильевская ярмарка, в городе проходила также международная жировая ярмарка. К концу столетия действовало более десяти учебных заведений, в том числе Александровское реальное училище, женское и уездное училища, а также ряд приходских училищ, старейшее из которых — Знаменское — было основано в 1796 году.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Ср, 09.08.2023, 14:50 | Сообщение # 137 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| Ленинградская премьера симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича 9 августа 1942 года
Состоялась 9 августа 1942 года во время Великой Отечественной войны, когда город Ленинград находился в осаде немецких войск.
Ленинградская симфония - произведение советского композитора Дмитрия Шостаковича, ставшее музыкальным символом стойкости и мужества защитников блокадного города, премьерное исполнение которой состоялось 9 августа 1942 года в Большом концертном зале Ленинградской филармонии в дни блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Алексеевич | Дата: Ср, 09.08.2023, 15:59 | Сообщение # 138 |
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 5838
Статус: Оффлайн
|
Всем удачи! Алексеевич (Михаил) Хойна, в/ч пп 11079
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 10.08.2023, 09:34 | Сообщение # 139 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| Абай Кунанбаев казахский поэт, мыслитель и переводчик
10 августа 1845 178 лет назад — 6 июля 1904 119 лет назад
Абай Кунанбаев родился (29 июля) 10 августа 1845 года в Чингизских горах Чингизской волости, в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Его семья была аристократической, потому Абай получил разностороннее образование. Он посещал медресе - мусульманское учебное заведение, являющее собой одновременно и среднюю школу, и духовную семинарию. Кроме того, Абай был и учеником обычной русской школы.
На формирование его мировоззрения, с одной стороны, оказали влияние величайшие восточные мыслители и поэты (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина), а с другой - русские классики. Через посредство русской литературы он познакомился и с литературой западной Европы.
Абай нашел своё призвание в том, чтобы познакомить свой народ с достижениями западной культуры. Он выступал как переводчик и популяризатор русской и западной литературы. Среди его переводов: стихи Лермонтова, басни Крылова, поэма Пушкина «Евгений Онегин», стихи Гёте и Байрона.
Абай выступил как реформатор системы стихосложения, создав новые стихотворные размеры. Также он придумывал и новые формы: шести- и восьмистишия.
Поэт был неравнодушен к проблемам современного ему казахского общества. Его глубоко задевали социальное зло и невежество.
Абай написал около 170 стихотворений, несколько поэм. Самым знаменитым его произведением стала поэма «Қара сөз», что в дословном переводе означает «Черное слово». Поэма делится на 45 частей, представляющих собой назидания, притчи. В этих притчах Абай затрагивает проблемы истории, педагогики, морали и права.
Абай Кунанбаев умер на родине (23 июня) 6 июля 1904 года.
Знать русский язык — значит открыть глаза на мир.
Плохой друг, как тень: в солнечный день беги — не убежишь, в пасмурный день ищи — не сыщешь.
Воспитай волю — это броня, сохраняющая разум.
Кричащий в гневе — смешон, молчащий в гневе — страшен.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пн, 21.08.2023, 21:17 | Сообщение # 140 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| 21 августа 1911 г. 112 лет назад Из Лувра похищена знаменитая «Джоконда»
«Мона Лиза», или «Джоконда» (полное название — «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) — картина Леонардо да Винчи, одно из самых известных произведений живописи. Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо.
После смерти Леонардо да Винчи его знаменитая «Джоконда» была приобретена французским королем Франциском I и оставалась в королевской коллекции. С 1793 года картина была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Пропажа обнаружилась только на следующий день, после чего музей был закрыт, и начались поиски. Через прессу похитителю были обещаны вознаграждение и полная тайна, так как существовало опасение, что, не найдя возможности продать этот шедевр, преступник может его уничтожить.
Ответа на это заявление не последовало. Только через 2 года похититель предложил купить картину владельцу одной из художественных галерей в Италии, тот связался с полицией, и преступник был арестован. На допросе Перуджи признался, что украл картину, потому что хотел вернуть на родину национальное достояние. Суд приговорил его к одному году тюрьмы.
В двадцатом столетии знаменитая картина Леонардо да Винчи почти не покидала Лувр, побывав в 1963 году в США и в 1974 году в Японии. По пути из Японии во Францию картина была выставлена в музее им. А.С. Пушкина в Москве. Поездки только закрепили успех и славу картины.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вт, 22.08.2023, 18:06 | Сообщение # 141 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| День Республики Коми
Ежегодно 22 августа отмечает образование своей национальной Республики народность коми (точнее, коми-зыряне, которые отличаются от коми-пермяков, проживающих в Пермском крае).
В День Республики, который в регионе является официальным праздником и нерабочим днём (Закон Республики Коми от 5 мая 2014 года №30-РЗ), во многих городах проходят торжественные собрания, праздничные концерты и массовые гуляния, посвященные годовщине образования Республики Коми.
Почтовый блок — 100 лет Республике Коми ( АО «Марка», rusmarka.ru, художник-дизайнер – Ульяновский И., 2021
Столица Республики — город Сыктывкар.
Официально этот край вошел в состав России еще в 15 веке. Но вплоть до Октябрьской революции 1917 года территория, на которой проживали коми, входила в состав разных губерний — Архангельской, Вологодской, Вятской. Народ коми получил возможность обрести собственный регион после того, как в ноябре 1917 года Совет народных комиссаров РСФСР принял Декларацию прав народов России.
22 августа 1921 года Коми была образована сначала как автономная область, а затем, в 1936 году, получила статус автономной республики в составе РСФСР — Коми АССР. Для коми-народа это было знаковым событием — не менее важным, чем вхождение края Коми в состав России. Впервые коми, разбросанные по нескольким губерниям и уездам, были объединены в единое административно-территориальное образование со статусом автономии. По данным переписи населения, спустя пять лет после образования республики уже более 90 процентов ее населения составляли коми. После того как регион получил автономию, за короткое в исторических масштабах время народ коми создал новый алфавит, литературный язык, национальную культуру, литературу и школу, сформировал национальную интеллигенцию. Язык коми получил официальный статус наряду с русским.
До начала 20 века основным промыслом здесь была добыча пушнины, хотя из-за сурового климата и отсутствия круглогодичных путей сообщения территория эта была слабо населена. В середине 18 века здесь были разведаны небольшие месторождения нефти и руд, действовало несколько заводов.
Активное развитие и заселение края началось в 30-е годы 20 века, когда здесь были открыты значительные месторождения каменного угля. Здесь также разрабатывают нефтяные месторождения и вывозят лес. Добывающая промышленность и сейчас остается основной в этом регионе.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 25.08.2023, 13:52 | Сообщение # 142 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| Васильев Петр Васильевич • 25 (13) августа 1899 - 22 мая 1975 • (75 лет)
25 (13) августа 1899 года родился Петр Васильевич Васильев — советский график и живописец, народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии. Среди его работ - картины и рисунки, посвящённые жизни и деятельности В.И. Ленина и И.В. Сталина.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вс, 27.08.2023, 15:33 | Сообщение # 143 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| Фаина Раневская советская актриса театра и кино, Народная артистка СССР
27 августа 1896 127 лет назад — 19 июля 1984 39 лет назад
Раневская стала настоящей легендой советского кинематографа. Её слава была ей и наградой, и наказанием. Из-за её знаменитой фразы «Муля, не нервируй меня» актрису постоянно ассоциировали с её героиней в фильме «Подкидыш». Этот привязчивый образ изрядно попортил нервы великой актрисе...
Фаина Георгиевна Раневская (Фельдман) родилась (15) 27 августа 1896 года в Таганроге, в еврейской семье. Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Увлекалась театром с 14 лет.
В 1915 году Фаина переехала в Москву, где, окончив частную театральную школу, начала играть на театральной сцене. Правда начинала она с провинциальных театров Керчи, Феодосии и Ростова-на-Дону. После Октябрьской революции 1917 года она стала актрисой Передвижного театра «Первый советский театр», где проработала до 1924 года. В последующие годы Раневская много поездила по стране, играя в спектаклях различных театров. С 1931 года она — актриса московского Камерного театра, затем (с 1935) — центрального театра Красной Армии.
В годы Великой Отечественной войны она была эвакуирована в Ташкент, где работала на местной киностудии.
В послевоенные годы Раневская играла на сцене Театра им. Маяковского, в 1949 году вошла в труппу театра им. Моссовета, где проработала до конца жизни (правда с перерывов — в 1955-1963 годах она была актрисой театра им. А.С. Пушкина).
Не менее активно Фаина Георгиевна снималась и в кино, где дебютировала еще в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». Всего в фильмографии актрисы — около 30 киноролей, среди которых наиболее известные работы в картинах: «Подкидыш» (1939), «Мечта» (1941), «Свадьба» (1944), «Небесный тихоход» (1945), «Слон и веревочка» (1945), «Весна» (1947), «Золушка» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Сегодня новый аттракцион» (1966) и другие.
Раневская была из тех людей искусства, что считают свой талант проклятьем. «Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной...», — сказала она однажды.
Раневская — единственная актриса, которая не прославилась бурными романами, хотя слухов вокруг нее ходило достаточно, как и о всяком очень известном человеке. Так или иначе, единственным существом, скрашивавшим одиночество актрисы, была подобранная ею дворняжка, которую она любила так, как можно любить только единственного ребенка.
Впрочем, Раневская никогда не теряла чувства юмора. Её остроумие осталось в памяти людей россыпью афоризмов и правдивых анекдотов. Однажды Раневская после спектакля сидела в своей гримерке совершенно голая и курила сигару. В этот момент дверь распахнулась, и на пороге застыл один из изумленных работников театра. Актриса не смутилась и произнесла своим знаменитым баском: «Дорогой мой, вас не шокирует, что я курю?».
За год до своей смерти Раневская отказалась от работы в театре. «Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости», — говорила актриса. Она ещё была полна духовных сил и вдохновения, но здоровье уже не позволяло играть в полную силу. Народная артистка СССР Раневская была награждена многими государственными наградами.
19 июля 1984 года после инфаркта и пневмонии великая актриса Фаина Георгиевна Раневская умерла в Москве и была похоронена на Донском кладбище столицы.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вт, 29.08.2023, 12:23 | Сообщение # 144 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| 29 августа 1479 г. 544 года назад Освящен Успенский собор Московского Кремля
Ныне существующему Успенскому собору Московского Кремля, который был построен в 15 веке, предшествовали более древние постройки. Еще во второй половине 12-13 веков на этом месте находился культовый центр Москвы с кладбищем.
Первое каменное здание Успенского собора, закладка которого состоялась в августе 1326 года, было возведено в период, когда Москва стала центром самостоятельного княжества, а ее Кремль – резиденцией великого князя Ивана Калиты и митрополита Петра. Освятили собор накануне престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии – 14 августа (по старому стилю) 1327 года.
В конце 15 века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы многие русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора, который к 1472 году был разобран до самого основания.
Храм, строившийся с 1475 по 1479 год итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти, был освящен (20) 29 августа 1479 года. Он стал главным собором Московского государства, а также усыпальницей московских митрополитов и патриархов, а также местом коронации российских самодержцев.
В 1547 году здесь было впервые совершено «венчание на царство» Ивана IV (Грозного). В петербургский период Успенский собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.
В 1625 году в собор была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).
В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмировским Августином (Виноградским).
15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявшего в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; в ноябре того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).
В марте 1918 года, после переезда в Москву правительства РСФСР, храм был закрыт для доступа и богослужений. Последняя служба была совершена на Пасху 5 мая 1918 года.
В 1955 году Успенский собор был открыт как музей. В феврале 1960 года передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года он входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 31.08.2023, 16:57 | Сообщение # 145 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| Александр Радищев русский писатель, философ, поэт, революционер
31 августа 1749 274 года назад — 24 сентября 1802 221 год назад
Александр Николаевич Радищев родился (20) 31 августа 1749 года в селе Верхнее Аблязово Пензенского уезда. Он был первенцем в семье дворянина Николая Афанасьевича Радищева – сына денщика Петра I.
Получив общее образование в Пажеском корпусе, для изучения юридических наук Саша был отправлен в Лейпцигский университет, где также занимался естественными науками. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских просветителей.
По возвращении в Россию в 1771 году Радищев был назначен протоколистом в Сенат, затем служил юридическим советником штаба Финляндской дивизии в Петербурге. К этому времени относится начало его литературной деятельности – он выполнил ряд переводов.
Радищев огромное внимание уделял проблемам воспитания - он явился основоположником русской революционной педагогики, этики и эстетики. Особую роль в истории он придавал слову (литературе, поэзии, ораторскому искусству). Активной и творящей силе слова посвящены его работы «Творение мира», «Слово о Ломоносове» и др. Обобщением исторических и политических концепций Радищева стала ода «Вольность» (1783) — первое произведение русской революционной поэзии.
Следующим произведением Радищева стало «Житие Федора Васильевича Ушакова» (1789), с приобщением некоторых его сочинений. Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завел свою типографию у себя на дому и в 1790 году напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего».
Вслед за ним Радищев выпустил свое главное произведение - «Путешествие из Петербурга в Москву». Показав сначала полнейшее беззаконие и бесправие, царящие во всех областях русской жизни, автор прямо указал на главные источники зла — самодержавие и крепостничество. Он подвёл читателя к выводу, что единственное средство изменения жизни — полная ломка политических и социальных отношений, разрушение самодержавно-крепостнического строя путём народной революции. При этом Радищев дал понять, что условий для революции в современной России нет.
Книга стала быстро раскупаться. Ее смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы. Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование.
Радищев был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В сентябре 1790 года указом императрицы Радищев признавался виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги. Суд приговорил его к смертной казни, которую императрица заменила лишением чинов и дворянства и ссылкой на 10 лет в Сибирь.
Вскоре после воцарения Павла I Радищев в 1797 году был переведён под надзор полиции в одно из имений отца в Калужской губернии. В ссылке он создал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», ряд экономических и исторических трудов, поэтические произведения.
Когда императором России стал Александр I, Радищев был «прощен», вызван в Петербург и определен на службу в Комиссию составления законов. В юридических трудах и законодательных проектах он проводил прежние идеи, требуя уничтожения крепостного права и сословных привилегий.
(12) 24 сентября 1802 года – в ответ на угрозу новой ссылки, реализуя мысль о праве человека на самоубийство как форму протеста, Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Хотя в документах о захоронении говорится о его естественной смерти - так, в ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге в числе погребенных указан «коллегский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою».
Идеи Радищева оказали значительное воздействие на А.Пушкина, А.Герцена, декабристов, на все последующие поколения русских революционеров, на русскую поэзию и развитие реализма в литературе.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Вс, 03.09.2023, 08:34 | Сообщение # 146 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| Павлик Морозов (Морозов Павел Трофимович) • 14 ноября 1918 - 3 сентября 1932 • (13 лет)
Они просто строили новую жизнь...
От рук кулаков погиб славный пионер Павлик Морозов, организатор и председатель первого пионерского отряда в с. Герасимовка Свердловской области. Он активно помогал коммунистам в агитации за создание колхоза. Кулаки, противодействуя этому, решили сорвать хлебозаготовки. Павлик, узнав о заговоре, и не страшась отца (он был заодно с кулаками), разоблачил их намерения, за что вместе со своим младшим братом был зверски убит кулаками в лесу. В честь Павлика Морозова названо много улиц в городах и сёлах бывшего Советского Союза, многие улицы носят это название и сейчас: в Уфе (улица и переулок), Туле (улица и проезд), Владимире, Волгограде, Калининграде, Мурманске, Новороссийске, Красноярске, Саранске, Омске, Оренбурге, Пензе, Смоленске, Твери, Ярославле, переулок в Санкт-Петербурге...
Максим Горький писал о Павлике Морозове:
«Память о нем не должна исчезнуть, — этот маленький герой заслуживает монумента, а я уверен, что монумент будет поставлен».
*** В 1932 - 33 в борьбе с кулачеством погибли пионеры-герои - Павлик Морозов, Коля Мяготин, Коля Яковлев, Кычан Джакылов и др., их имена занесены в Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации. ***
Как сказал классик,
Время было противоречивое, соединяющее несоединимое...
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Пт, 22.09.2023, 10:41 | Сообщение # 147 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| Храм Христа Спасителя
22 (10) сентября 1839 года в честь победы русского воинства в Отечественной войне 1812 года в Москве состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя. Храм строился почти 44 года.
25 (13) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.
7 июня (26 мая) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III.
24 (12) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца.
20 (8) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского.
С этого времени в храме начались регулярные богослужения.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.
В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых. В августе 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного собора, на котором после 200-летнего перерыва был избран патриарх Тихон, ныне причисленный Русской православной церковью к лику святых. В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма было создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922-1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.
По решению советского правительства 5 декабря 1931 года храм был взорван. Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.
На месте храма предполагалось построить грандиозное сооружение социалистической эпохи — Дворец советов. Великая Отечественная война (194-1945) не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна "Москва" (1960-1994).
В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах.
19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 07.10.2023, 16:15 | Сообщение # 148 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| 7 октября 1337 г. 686 лет назад Молодой богомолец Варфоломей пострижен в монахи с именем Сергий
В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась.
И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника. Он почтительно поведал ему о своей беде и пригласил в дом родителей.
Там старец и сказал:
«Знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь».
Картина М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890), Третьяковская галерея, Москва
...Слова старца сбылись. 7 октября 1337 года молодой богомолец Варфоломей был пострижен в монахи с именем Сергий; а впоследствии он стал известен как Сергий Радонежский.
Вскоре Сергий основал Троицкий монастырь, а слава о чудесах, совершаемых его молитвами, разнеслась по всей Руси.
Со слов очевидцев и самого Сергия, иногда во время службы игумена по алтарю ходил божественный огонь, а его келью посещала Божья Матерь с апостолами. Сергия просили стать митрополитом Московским, но он отказался.
Старец мирил враждовавших князей, полагая, что худой мир всегда лучше доброй ссоры: даже Дмитрия Донского на битву с Мамаем благословил только после того, как убедился, что князь сделал все возможное для примирения с ханом.
Еще при жизни многие называли Сергия Радонежского святым, он же считал себя наихудшим из смертных.
Русская Православная Церковь отмечает память Сергия Радонежского (по новому стилю): 18 июля (обретение мощей) и 8 октября (преставление).
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Чт, 12.10.2023, 10:31 | Сообщение # 149 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| 12 октября 1957 г. 66 лет назад На экраны советских кинотеатров вышел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли»
Фильм «Летят журавли» снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Военная драма повествует о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Это трагическая история двух влюбленных – Бориса и Вероники, которых навсегда разлучила война.
Главные роли в фильме исполнили Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин, Светлана Харитонова, Константин Никитин, Валентин Зубков, Антонина Богданова, Борис Кокохин, Екатерина Куприянова.
Триумф фильма начался с получения первого приза на Каннском фестивале в 1958 году. Там же была отмечена исключительная игра актрисы Татьяны Самойловой. Затем картину приветствовали зрители во многих странах мира.
Награды фильма: Большой приз «Золотая пальмовая ветвь», специальный диплом жюри, приз за лучшую женскую роль Татьяне Самойловой, приз Высшей технической комиссии Франции оператору Сергею Урусевскому на XI Международном кинофестивале в Канне, приз «Серебряное сомбреро» на I Международном кинофестивале в Гвадалахаре, Особый приз I Всесоюзного кинофестиваля в Москве.
По сей день «Летят журавли» – не только веха в духовной жизни советского народа, но и вершина искусства – актерского (в первую очередь – Татьяны Самойловой и Алексея Баталова), операторского (Сергея Урусевского) и режиссерского (Михаила Калатозова).
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |
Sokol | Дата: Сб, 14.10.2023, 18:05 | Сообщение # 150 |
Группа: Старейшины
Сообщений: 1376
Статус: Оффлайн
| Завершено строительство храма Покрова на Нерли
Храм Покрова на Нерли был открыт 14 октября 1165 года. Его называют шедевром мирового зодчества и вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Храм стоит на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму.
Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. Исторические источники связывают его возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе погиб молодой князь Изяслав - сын князя Андрея Боголюбского. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм.
Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли - это воплощенная победа духа над материей. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленности ввысь.
Практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь, но этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий - удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола.
Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее - движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол.
Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного «поновления» храма. Но, несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его зодчие. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы складываются в целую систему, декоративную и философскую.
Это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России. А луг, на котором расположена церковь, в настоящее время является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Храм с 1992 года входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Геннадий, Шпротава, вч пп 26342
|
|
| |